Кулешова Марина Александровна персональный сайт педагога.

Готовимся к школе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

1. Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная,эмоционально-волевая, коммуникативная)

2. Физическая готовность (возраст, здоровье, моторика рук, движения)

3. Специальная готовность (грамматика, счет, учебные умения)

Подробнее хотелось бы рассказать о психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это, прежде всего, залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.

Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность:

ориентировка ребенка в окружающем;

запас знаний, усвоенных в системе;

развитие образных представлений;

развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

смысловое запоминание.

Мотивационная готовность: положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Показатели мотивационной готовности:

желание идти в школу;

правильные представления о школе;

желание узнавать новое, любознательность;

познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.

Эмоционально-волевая готовность-это:

способность управлять своими эмоциями и поведением;

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи;

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;

стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности;

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это:

умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;

умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Важное значение имеет и возраст поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Как подготовить ребенка к школе?

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально-организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

Обучение требует систематичности: 15-20 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие занятия, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно то вернитесь к простым занятиям.

Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше».

Играйте с ребенком не только в специально выбранное время. Это можно делать во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «то изменилось?», «Найди лишнее», по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города», и др.)

Что необходимо знать родителям.

1. Требования школы, в которую собираетесь поступать.

2. Заранее получить информацию об интеллектуальных возможностях ребенка (результаты диагностик).

3. Формировать у ребенка положительное отношение к школе (использовать дни открытых дверей, собственный опыт, игры, беседы о школе).

3. Формировать желание учиться (проводить экскурсии, совместное чтение, использовать положительный пример ребенка-школьника).

4. Соблюдать режим дня.

5. Наличие домашних посильных обязанностей у ребенка.

6. Иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний).

7. Уделять внимание разностороннему развитию ребенка.

Дети эмоционально-отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы от это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

6 апреля 2018 в 20:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.