Кулешова Марина Александровна персональный сайт педагога.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BDa499abb9420301cad41fde4e7c2d8e70.jpg

Лексико-грамматические категории.

Игрушки. 

· Д/игра «Один-много».

Мяч -…мячи;                                     машинка -…..машинки;

Кукла - ..куклы;                                 шар -…шары;

Кубик -…кубики;                              матрёшка -…матрёшки;

Мишка -…мишки;                            собачка - ….собачки;

Конструктор-…конструкторы;       зайчик – …зайчики;

Коляска -….коляски;                       кроватка -…кроватки.

· Д/игра «У меня один (одна), а у тебя два (две)» 

У меня один мяч - … а у меня два  мяча;                                    

У меня одна машинка -…а у меня две машинки;

У меня одна кукла - ..а у меня две куклы;                                

У меня один шар -…а у меня два шара;

У меня один кубик -..а у меня два кубика;                                

У меня одна матрёшка -..а у меня две матрёшки;

У меня один мишка –а у меня два мишки;                          

У меня одна собачка - .. а у меня две собачки;

У меня один конструктор -…а у меня два конструкторы;        

У меня один зайчик – ..а у меня два зайчика;

У меня одна коляска –..а у меня две коляски;                      

У меня одна кроватка –…а у меня две кроватки.

· Д/игра «Скромник и хвастун».

У меня один мяч - … а у меня много мячей;                                  

У меня одна машинка -…а у меня много машинок;

У меня одна кукла - ..а у меня много кукол;                                

У меня один шар -…а у меня много шаров;

У меня один кубик -..а у меня много кубиков;                                

У меня одна матрёшка -..а у меня много матрёшек;

У меня один мишка –а у меня много мишек;                          

У меня одна собачка - .. а у меня много собачек;

У меня один конструктор -…а у меня много конструкторов;      

 У меня один зайчик – ..а у меня много зайчиков;

У меня одна коляска –..а у меня много колясок;                      

У меня одна кроватка –…а у меня много кроваток.

· Д/игра «Из чего - какое?»

Мишка из плюша (какой?) -…плюшевый;

Кубики из дерева (какие?) -…деревянные;

Кукла из пластмассы (какая?) -…пластмассовая;

Кукла из соломы (какая?) -…соломенная;

Посудка из пластика (какая?)…- пластиковая;

Кроватка из железа (какая?) -…железная;

Машинка из металла (какая?)-…металлическая;

Собачка из материала (какая?) -…матерчатая;

Мяч из резины (какой?) -…резиновый;

Куклы из глины (какие?) -…глиняные;

Кукла из фарфора (какая?) -…фарфоровая.

· Д/игра «Чья? Чей? Чьи?»

Машинка Миши (чья? ) – Мишина машинка;

Кукла Тани (чья кукла?) -..Танина кукла;

Кубики Серёжи (чьи кубики?) -…Серёжины кубики;

Самолёт Вовы (чей самолёт?)-…Вовин самолёт;

Конструктор Коли (чей конструктор?) -..Вовин…;

Посудка Маши (чья посудка?)-..Машина …;

 и т.д. (в игре можно использовать имена реальных детей и их игрушек).

· Д/игра «Посчитай, сколько?»

Например: Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол, шесть кукол, семь кукол, восемь кукол, девять кукол, десять кукол.

· Д/ игра «Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Кукла (какая?) мягкая, пластмассовая,  маленькая, большая, красивая, нарядная, матерчатая, соломенная, любимая...

Мишка (какой?) плюшевый, пластмассовый, большой, маленький, белый, пушистый, мягкий, любимый …

· «Мой, моя, мои» или «Жадина»

Кукла -…это моя кукла;

Мишка - …это мой мишка;

Кубики – это мои кубики и т.п. (самолёт, машинка, пирамидка, юла, велосипед, посудка, мяч, мячи, ведёрко, скакалка)

ФРУКТЫ. САД.

· «Один – много»

Дерево - ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки;   груша -…груши;  банан- …бананы;  персик -…персики;  лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы;  мандарин -…мандарины;  апельсин -…апельсины; дыня -…дыни;

· «Назови ласково»

Яблоко -…яблочко; банан- …бананчик;  лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик;  мандарин -…мандаринчик;  апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька;

· «Один – много» (2 вариант)

Яблоко -…яблоки – много яблок;      слива – сливы – много слив;

груша -…груши – много груш;     банан- …бананы – много бананов;  

персик -персики- много персиков;  

 лимон-лимоны– много лимонов;

абрикос -…абрикосы – много абрикосов;

мандарин -…мандарины – много мандаринов;

апельсин -…апельсины- много апельсинов;

дыня -…дыни – много дынь;

· «Какой  сок?»

Сок  из яблок (какой?) -…яблочный;

Сок из лимона (какой?) - …лимонный;

Сок из груш (какой?)- ..грушевый;

Сок из персика (какой?) -…персиковый;

Сок из  абрикосов (какой?) - …абрикосовый;

Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;

Сок из апельсинов (какой?) - ..апельсиновый;

Сок из винограда (какой?) - … виноградный;

Сок из  бананов (какой?)-…банановый;

Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;

Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;

Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;

Сок из сливы (какой?) -…сливовый.

· Д/игра «Посчитай, сколько?»

Например: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок, восемь яблок, девять яблок, десять яблок.

· «Четвёртый лишний»

Цель: развитие умения обобщать предметы по различным  признакам (цвет, вкус, форма).

Апельсин, мандарин, киви, грейфрукт  (по цвету);

Лимон, персик, абрикос, груша (по вкусу);

Яблоко,  апельсин, банан, мандарин (по форме);

· Д/ игра «Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…

Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..

С яблоками (что делают?) - ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…

· «Мой, моя, мои» или «Жадина»

Яблоко - ..это моё яблоко;    мандарин -..это мой мандарин;

Груша – это моя груша;   сливы  - это мои  сливы

И  т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)

· «Узнай по описанию»

- Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;

- Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;

- овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;

- круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.

ОВОЩИ.

«Один – много»

Огород – огороды; грядка – грядки; помидор – помидоры; огурец – огурцы; кабачок – кабачки; баклажан – баклажаны; перец – перцы; тыква – тыквы.

«Назови ласково»

Огород – огородик; грядка – грядочка; помидор – помидорчик; огурец – огурчик; баклажан – баклажанчик; лук – лучок; чеснок – чесночок; капуста – капустка (капусточка); перец – перчик; свекла – свеколка; репа – репка; морковь – морковка (морковочка); картошка – картошечка; горох – горошек.

«Один – много» ( 2 вариант)

Помидор – много помидор;  огурец – много огурцов; баклажан – много баклажанов; кабачок – много кабачков; капуста – много капусты; свекла – много свеклы; репа – много репы; чеснок – много чеснока; лук – много лука; картофель – много картофеля; горох – много гороха; фасоль – много фасоли.

«Какой салат? Суп? Соус?»

Салат из овощей (какой?) – овощной;

Салат из капусты (какой?) – капустный;

Салат из помидор (какой?) – помидорный;

Салат из кабачков (какой?) – кабачковый;

Салат из свеклы (какой?) – свекольный;

Салат из баклажанов (какой?) – баклажанный;

Суп из лука (какой?) –  луковый;

Соус из чеснока (какой?) –  чесночный;

Суп из  картофеля (какой?) – картофельный;

Суп из гороха (какой?) – гороховый;

Суп из  фасоли (какой?) – фасолевый.

«Посчитай сколько?»

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров; семь помидоров, восемь помидоров, девять помидоров, десять помидоров.

Д/ игра «Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Лук (какой?) – крупный, горький, полезный, витаминный, круглый, зелёный, репчатый, консервированный, маринованный, салатный, …

Помидор (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит..

С огурцами (что делают?) - ..собирают, моют, режут, солят, маринуют, консервируют..

«Мой, моя, мои» или «Жадина»

Огурец- ..это мой огурец;    свекла -..это моя свекла;

 картофель – это мой картофель;   помидоры  - это мои  помидоры;

И  т.п. (лук, капуста, кабачок, баклажаны, чеснок, репа…)

«Узнай по описанию»

Цель: развитие слухового внимания, умения детей обобщать признаки предмета.

-  треугольная, оранжевая, твёрдая, вкусная, витаминная - это…морковь;

- круглая, бордовая, твёрдая, полезная, сладкая – это … свекла;

- овальный, хрустящий, шершавый, вкусный, твёрдый – это..огурец.

ЯГОДЫ

1.Назови – ласково:

Малина – …малинка,  клубника -…клубничка, рябина -…рябинка, клюква -…клюковка,  смородина – …смородинка, ежевика –…. ежевичка,   брусника – …брусничка, земляника – …земляничка,  черника – ….черничка, куст -….кустик, корень - …корешок, лист -…листочек, ягода -…ягодка.

2. «Подбери слово-действие» или «Закончи предложение»

На ветке ягоды - …. (поспели, висят, растут...)

С ветки ягоды - … (сорвали, упали, собрали…)

Дети в лесу ягоды - (искали, нашли, увидели, собирали…)

На солнце ягоды - (поспели, покраснели, созрели, налились…)

 3. «Какое варенье?»

Назови варенье из:

Малины -….. малиновое,  земляники -….земляничное, клубники – ….клубничное,  брусники - ….брусничное, черники -…черничное,

смородины -….смородиновое, рябины -…рябиновое, клюквы -…клюквенное, вишни - ….вишнёвое, ежевики -…ежевичное.

4.«В лесу ( в саду) много ягод»

Малина –  в лесу много малины; черника – ….много черники;   брусника – …много брусники; голубика – …много голубики; клюква – …много клюквы; морошка -..много морошки.

Клубника – в саду много клубники; крыжовник -…много крыжовника;  смородина – …много  смородины; ежевика - …много ежевики.

5.«Кто больше?»

Малина (какая?) – вкусная, сладкая, спелая, ароматная, душистая, крупная, мелкая, лесная, садовая, полезная…  

6. «Слова – родственники»

Ягода – ягодка, ягоды, ягодки, ягодник, ягодный.

ГРИБЫ.

«Один – много»

Подосиновик – подосиновики; боровик -…боровики; маслёнок - …маслята; груздь - ...грузди; сыроежка -…сыроежки; волнушка -…волнушки; опёнок -…опята; рыжик-..рыжики; лисичка -…лисички; подберёзовик -…подберёзовики; маховик -…маховики; шампиньон -..шампиньоны; мухомор -..мухоморы.

«Один – много» - 2 вариант   

Подосиновик – подосиновики - …много подосиновиков;

боровик -…боровики -…много боровиков;

маслёнок - …маслята - ..много маслят;

груздь - ...грузди -  много груздей;

сыроежка -…сыроежки -..много сыроежек;

волнушка -…волнушки - ..много волнушек;

опёнок -…опята -..много опят;

рыжик-..рыжики -..много рыжиков;

лисичка -…лисички - ..много лисичек;

 подберёзовик -…подберёзовики -..много подберёзовиков; маховик -…маховики -..много маховиков;

шампиньон -..шампиньоны -..много шампиньонов;

мухомор -..мухоморы -..много мухоморов.

«Назови ласково»

Подосиновик - ..подосиновичек; боровик -…боровичок; сыроежка -…сыроежечка; волнушка -…волнушечка; опёнок -..опёночек; подберёзовик -…подберёзовичек; маховик -…маховичок.

«Удачливый грибник»

Цель: развитие умения детей правильно употреблять предлоги в речи.

Я нашёл грибок…под берёзой; под листочком, под ногами; на опушке, на пеньке, на пригорке; у пенька, у сосны, ;  в ямке;  около муравейника  и т.п.

«Считай – запоминай»

Один – маховик; два маховика, три…., четыре…; пять маховиков;

шесть…, семь…, восемь…, девять…, десять маховиков.

Одна волнушка; две волнушки, три…,четыре…пять волнушек, шесть…, семь…., восемь…, девять…, десять волнушек.

«Кто больше?»

Боровик (какой?) -…красивый, маленький, большой, крепкий, маринованный, сушёный, жареный, вкусный, полезный.

Мы   грибы (что делали?) … искали, находили, срезали, чистили, нарезали, мыли, жарили, солили, сушили, мариновали, ели, кушали, пробовали, хвалили.

«Подбери слова-родственники».

Гриб – грибы, грибок, грибочек, грибочки, грибник, грибники, грибница, грибной.

ДЕРЕВЬЯ

«Назови ласково»

Сосна – сосенка, берёза – берёзка (берёзонька), рябина – рябинушка, ива – ивушка, липа – липка, дуб – дубок, осина – осинка, ель – ёлочка, тополь – тополёк, лист – листочек, веткам- веточка, корень - корешок.

«Один – много»

 Сосна – …сосны, берёза – …берёзы, рябина – ….рябины, ива – …ивы, липа –… липы, дуб – …дубы, осина – …осины, ель – ..ели, тополь – …тополя, клён -…клёны, каштан -…каштаны.

«Скромник и хвастун»

У нас выросла одна сосна, а у нас выросло много сосен;

У нас один дуб, а у нас много дубов;

У нас одна берёза, а у нас много берёз;

У нас растёт один тополь, а у нас растёт много тополей;

У нас во дворе одна рябина, а у нас во дворе много рябин;

Я видел в парке одну ель, а мы видели много елей;

У нас у реки много ив, а у нас одна ива;

У нас одна осина, а у нас много осин;

«Какая веточка?»

Веточка ивы (какая?) -…ивовая; веточка сосны -…сосновая; веточка ели -…еловая; веточка клёна -..кленовая; веточка тополя -…тополиная; веточка берёзы -…берёзовая; веточка рябины -…рябиновая; веточка осины -…осиновая; веточка дуба -..дубовая; веточка пихты -…пихтовая.

«Подбери слово-признак» (или «Кто больше?»)

Берёза (какая?) – высокая, низкая, стройная, красивая, зелёная, «кудрявая», «белая», скрипучая, старая…

Дуб (какой?) – высокий, могучий, крепкий, многолетний, зелёный..

«Один-много» (части дерева).

Ветка – ветки – много веток;

Лист – листья – много листьев;

Ствол – стволы – много стволов;

Корень – корни – много корней;

Почка – почки – много почек;

Бутон – бутоны – много бутонов;

Цветок – цветы – много цветов;

Плод – плоды – много плодов.

«Считай, запоминай».

Одна берёза, две берёзы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз…, десять берёз.

Один тополь, два тополя….пять тополей…десять тополей.

Один дубовый листочек, два дубовых листочка…пять дубовых листочков.

«Слова – родственники»

Дерево – деревья, деревце, деревянный, древесина…

ОСЕНЬ

Игра «Назови ласково»

Дождь – дождик, солнце – солнышко, лужа – лужица, облако – облачко, туча – тучка, лист – листочек, ветер – ветерок, капля – капелька.

«Кто больше?» (или «Подбери слово»).

Осень (какая?) ….дождливая, холодная, долгая, тёплая, ранняя, поздняя, красивая, золотая…

Дождь (какой?) -…моросящий, холодный, мелкий, долгий, грибной, затяжной, частый…

Ветер (какой?) – холодный, порывистый, колючий…

Небо (какое?) – серое, низкое, холодное, пасмурное, безоблачное…

Листья (что делают?) – желтеют, краснеют, темнеют, опадают…

Дождь (что делает?) – льёт, моросит, накрапывает…

· «Доскажи словечко»  

- Что   бывает «осенний»? (Дождь, ветер, день, вечер, лес) 

-….«осенняя»? (одежда, погода, природа, пора)

- …«осеннее»? (утро, небо, облако, настроение)

· «Закончи предложение»

Осенью   листья (что делают?) желтеют, краснеют, опадают, кружаться….

Осенью на улице (как) … холодно, сыро.

Осенью   собирают (что?) …грибы, ягоды, овощи, листья….  

Осенью   засыпают (кто?) …насекомые, ежи, медведи..

Осенью птицы улетают в теплые края.

«Скажи наоборот».

Летом небо высокое, а осенью …низкое.

Летом солнце яркое, а осенью …тусклое.

Летом ветер тёплый, а осенью ..холодный.

Летом день длинный, а осенью…короткий.

Летом люди одеваются легко, а осенью …тепло.

Летом люди выращивают урожай, а осенью…собирают.

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью…улетают.

Весной насекомые просыпаются, а осенью ..засыпают.

Весной листья распускаются, а осенью …опадают.

«Без чего не бывает осени?» (или «Закончи предложение»)

Осени не бывает без…жёлтых листьев, холодных дождей, низкого неба, отлёта птиц, сбора урожая ….и т.п.

«Какая погода осенью».

Если на улице идёт дождь, то погода…дождливая.

Когда дует ветер, то погода -…ветреная.

Когда холодно, то погода…холодная.

Когда сыро, то…сырая.

Когда хмуро, то…хмурая.

Когда ясно, то…ясная.

Значит осенью погода бывает.. ветреная, дождливая, холодная, сырая, хмурая, ясная.

ХЛЕБ

· «Кто больше?»

Хлеб (какой?)- свежий, мягкий, пышный, ароматный, ржаной, пшеничный, чёрствый, твёрдый, румяный, вкусный…

· «Один – много»

Колос – колосья, поле – поля, булка – булки, батон – батоны, буханка – буханки, сушка – сушки, кусок – куски, баранка – баранки, плюшка – плюшки, комбайн- комбайны, комбайнёр – комбайнёры, трактор – трактора, тракторист – трактористы, элеватор – элеваторы.

· «Подбери слова-родственники».

- назовите хлеб ласково – хлебушек.

- крошки хлеба – это какие крошки? – хлебные.

- квас из хлеба – это …хлебный квас.

- посуда, в которой хранят хлеб -…хлебница.

- люди, которые выращивают хлеб-…..хлеборобы.

- прибор для нарезания хлеба – …хлеборезка.

- завод, где выпекают хлеб -… хлебозавод.

«Закончи предложение»

 Хлеб в магазине … выбирают, покупают, рассматривают..

Хлеборобам помогают…трактора, комбайны, грузовые машины..

Чтобы вырастить урожай…пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут..

«Доскажи словечко» (добавляем слово «хлеб», изменив его по смыслу)

Я знаю пословицу о…

Мама купила ароматный пшеничный…

Дети едят суп с…

Ваня пошёл в магазин за…

Я не люблю есть суп без…

У меня дома нет…

«Какой? Какая? Какое?»

Хлеб из ржи -…ржаной

Хлеб из пшеницы -…пшеничный

Каша из пшена -...пшённая

Поле с рожью -...ржаное

Поле с гречкой -…гречишное

Поле с пшеницей -…пшеничное

22 октября 2019 в 11:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.